Школьная библиотека

            Муниципальное общеобразовательное учреждение

          Николо-Кормская средняя общеобразовательная школа

     Рыбинского района Ярославской области 

Школьная библиотека

 

 

 

   Здесь – дом для книг, здесь тишина, уют,

Старинный фолиант и современный труд

На полке встали в тесный ряд.

Вот-вот они заговорят, открыть страницу только надо.

И перед изумлённым взглядом событий вереница проплывёт.

Столетий пыль стряхнём и, время победив, умчимся вдаль.

Вот, первый бал и блеск в глазах Наташи!

А здесь, - снаряды рвутся, звенит сталь.

Что за события! Какие судьбы!

От строчки к строчке взгляд вперёд бежит.

За связь времён, за память нашу, Книга!

Всё человечество тебя благодарит.

  

График работы школьной библиотеки

Понедельник

 

С 9 часов до 15 часов

Среда

Пятница

 

Основные функции библиотеки:

§  Образовательная – поддерживать и обеспечивать образовательные цели.

§  Информационная – предоставлять возможность использовать информацию вне зависимости от её вида.

§ 

Культурная - способствует развитию общей культуры пользователей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт.

§  Воспитательная – библиотека способствует развитию

 чувства патриотизма по отношению к государству,

своему краю и школе.

§  Просветительская - библиотека приобщает учащихся

к сокровищам мировой и отечественной культуры

 

План работы библиотеки

Из истории библиотеки Николо-Кормской школы

(Фрагменты исследовательской работы  «История развития библиотеки Николо-Кормской школы», проведённой в 2008 году ученицей 10 класса Смирновой Алёной, научный руководитель Коковина Е.А.)

Как всё начиналось?

Главный свидетель истории - человек, живущий в то, или иное время. Поэтому, в первую очередь, мы обратились к бывшим ученикам нашей школы и учителям.

Все без исключения помнят, что в школе всегда была библиотека. Анна Фёдоровна Коковина  (Аня Шалгина) вспоминает: «В школу я ходила с 1933 года. Нам нравилось учиться, но время было тяжёлое. Семьи жили бедно, дети вместе со взрослыми много трудились. Учебники у нас были свои, а в школьной библиотеке мы брали сказки. Очень любили стихи А.С. Пушкина, они легко запоминались».

Слова Анны Фёдоровны (1925 г.р.) подтверждают тот факт, что библиотека в школе  существовала уже в 30- е годы ХХ столетия.

В сельской библиотеке с. Никольское хранятся копии документов, представляющих интерес для нашего исследования. Их нам любезно предоставила  библиотекарь Ирина Владимировна Кашина. С большим интересом мы узнали о том, как  образовывались библиотеки на рубеже ХIХ и ХХ вв.

            В то время вёлся строгий учёт всех бесплатных народных библиотек-читален. Из данных,  которые заслушивались Губернскими Земскими собраниями, можно было узнать о местонахождении библиотеки, её площади. Указывались учредитель, библиотекарь, состав  библиотечного совета.

Так на 1-е сентября 1897 года в Рыбинском уезде было лишь 8 бесплатных библиотек, 4-е из них не имели даже отдельной комнаты. Среди них значится Никольская библиотека, расположенная в с. Никольское Никольской волости. Нам, конечно, хотелось бы верить,  что эти сведения о нашей библиотеке, но территория, где мы проживаем, относилась тогда к Николо-Кормской волости. Видимо, в Рыбинском уезде было ещё одно село Никольское.

Зато, в более позднем документе  указывается, что в Николо-Кормской волости в 1906 году губернатором разрешено образование библиотеки.

            Находилась она в здании школы. Библиотекарем в 1913 году был учитель и получал  жалование в 20 рублей. Библиотека обслуживала десять селений, но не имела читальни. Проработала она в 1913 году 150 дней. На 1-е января 1914 года стоимость книжного инвентаря составляла 622,5 рублей. Столь точные цифры говорят о важности просветительской работы, которую вели библиотекари среди населения.

Возможно, сельская библиотека взяла начало именно из этой библиотеки, расположенной в здании  школы. Какой статус она носила тогда - сельской или школьной, неизвестно. Но, рассматривая документы школьного музея, мы нашли статью бывшего директора Николо-Кормской школы Михаила Алексеевича Папоркова, напечатанную в газете «Вперёд». Михаил Алексеевич даёт сравнительную характеристику нашего края до революции и в 60-е годы ХХ столетия. Он пишет: «Раньше в Николо - Корме учреждений культуры не было. Только при школе была библиотека с небольшим количеством книг. Теперь же имеются 2 сельских клуба, 2 сельские библиотеки и 6 книгопередвижек с общим книжным фондом 9 600 томов, а количество читателей их составляет более 600 человек. Кроме того, работает библиотека при Николо-Кормской школе, в которой насчитывается  3000 книг и 250 читателей».

Эти слова дают нам основание полагать, что годом создания нашей школьной библиотеки можно считать 1906 год. Таким образом, мы добавили в летопись библиотеки целых 25 лет!

К сожалению, нет уже в живых бывших учеников школы, которые обучались в 1906-1931 годах. Они могли бы рассказать много интересного из истории школы и библиотеки.

 Летопись школьной библиотеки

Дореволюционный период

До революции, в Николо-Корме было 3 начальных земских школы с тремя годами обучения и одно министерское училище с пятигодичным сроком обучения. Во всех школах преподавали 5 учителей,   окончило их в 1903-1917 гг. 154 человека. В то время на первом месте стояло преподавание Закона божия и в школьной библиотеке преобладали книги о житии святых.

Мы познакомились с интересным документом, относящимся к столь давним временам. Речь идёт об открытии библиотеки в Арефинском министерском училище, располагавшемся на территории Николо-Кормской волости.

И хотя речь идёт не о нашей школе, но этот документ передаёт дух времени, отношение людей к чтению. И.В. Костоловский пишет об отрадном явлении из жизни деревни: «Наконецъ-то въ нашей, долго спавшей вековымъ сномъ, Корме появилась библиотека. …Перед открытием библиотеки священникомъ о. Покровскимъ произнесено было  краткое слово о высокомъ значении библиотеки…». Из заметки видно, что крестьяне очень любили читать.  Хорошая книга для них была «душе на спасение, сердцу въ утеху».

            Где взять такую книгу? Конечно в бесплатной народной библиотеке. Такими были библиотеки, открывающиеся повсеместно при образовательных учреждениях.

1918-1940 годы

Из воспоминаний учеников 30-40-х годов прошлого столетия становится ясно, что библиотека занимала достойное место в школьной жизни. Была отдельная комната (или место) для книг, они располагались на полочках. Книги выдавали разные учителя, каждый по своему предмету.

В библиотеке находились книги по разным областям знаний и художественные произведения. Дети во все времена одинаковы, их любимыми книгами были и остаются сказки и стихи.

В стране в 30-е годы шла всеобщая борьба за грамотность, образовывались всё новые библиотеки.  Они снабжались бумагой, ручками и перьями. Но книг было недостаточно. Об этом мы узнали из книги: «Рыбинск в документах».

В 1931 году наша школа стала семилетней, а в 1941 году – восьмилетней.

Военные годы

Военные годы были тяжёлыми для нашей школы, как и для всей страны. В нашу школу был эвакуирован детский дом с детьми из блокадного Ленинграда. Учились в две смены, да ещё работали, помогали колхозу. В детском доме была своя библиотека.

В музее школы сохранилась книга приказов за 1941-1942 гг. В ней мы нашли упоминание о том, что в 1942 году Мышкинским Райфо (в то время наша территория принадлежала к Мышкинскому району) по штату школы утверждаются счетовод, библиотекарь и 5 технических служащих. Значит, школьная библиотека продолжала существовать и в военные годы.

Из воспоминаний Зои Николаевны Моревой: «В 1939-1941 году я жила и училась в Ленинграде.  В 1941 - 1946 годах я училась в Николо-Кормской школе. Книги брали в школьной, сельской библиотеке. Но книг было мало. Учебники были чёрно-белые, напечатаны на серой бумаге.

            Самые памятные события, связанные с книгами, - то время, когда приходилось их обменивать на хлеб и молоко».

            Эти строки вызывают жалость ко всем детям войны. Чтобы понять, как можно обменивать книги на продукты, надо представить, как голодали люди, какие лишения переносили. По многим свидетельствам наших односельчан, дети и взрослые откапывали прошлогоднюю замёрзшую картошку («тошнотики») и ели её.

Но вместе с тем, они не переставали любить книгу, читали Пушкина, Лермонтова, Толстого, верили, что война кончится и настанет счастливая мирная жизнь.

Послевоенные  годы.

В первое десятилетие после войны книг в библиотеке было мало, а детей в школе много. Старое деревянное здание школы располагалось в селе Николо-Корма. Под школу также была занята церковь. «Библиотека находилась в здании зимней церкви, справа около вестибюля.  Она занимала мизерную площадь, т. к. была отгорожена от класса», - вспоминает Удальцова Антонина Фёдоровна.

В 1945 г. она пошла в первый класс, окончила школу и вернулась в неё уже учителем математики,  а затем стала завучем.

Книг по школьной программе было по 1-5 экземпляров, приходилось покупать свои и обмениваться ими друг с другом. В обязательном порядке тогда в каждой библиотеке имелось полное собрание сочинений В.В. Ленина.

            В 1972 году школа переехала во вновь выстроенное каменное здание в с. Никольское, где и располагается сейчас. Просторные светлые классы, огромные коридоры, спортзал и, конечно, библиотека стали гордостью школы. Библиотека заняла отдельное помещение площадью 24 кв. м.

Ученики, обучающиеся в 60-80-е годы, вспоминают, что книг было очень много. Ведь главная задача, которая стояла тогда перед школой – это воспитание высокообразованных граждан. Книги и учебники стоили копейки и многие покупались ребятами. За сданные в школу учебники библиотека выплачивала «гонорар» в несколько копеек.

В библиотеке были все книги по школьной программе, а также выписывалось «море журналов». Любимыми были «Вокруг света», «Техника молодёжи», а также газета «Пионерская правда».

 

 

Дата последнего обновления страницы 28.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения